Обновлено: Понедельник, 29 апрель 2024
Счетная палата Республики Молдова
RO RU EN

Счетная палата: у министерства образования и науки не сходятся цифры

У отвечающего за знания ведомства большие проблемы с «точными науками». К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты по итогам ревизии финансовой деятельности министерства образования и науки (МОН). Министерству пришлось внести постфактум финансовые исправления на сумму 520,32 млн леев.

В конце июля на специальном заседании Счетная палата объяснила, почему не согласилась с министерской отчетностью и дала противоположное аудиторское заключение. Оно связано с недостатками, обнаруженными во всей финансовой документации этой сферы. Бухгалтерский баланс искажен примерно на 2,6 млрд леев, доходы – на 1 млрд леев, расходы – на 237,2 млн леев.

Печальный факт. Тем более для такого специализированного органа госуправления, в обязанности которого входит «обеспечивать наилучшее соотношение между ожидаемыми результатами и ожидаемыми затратами в сферах образования, науки, спорта, межэтнических отношений и функционирования языков внутри страны».

Активами на балансе МОН управляют 73 бюджетных учреждения и 78 органов самоуправления. По состоянию на конец 2022 г. они оценивались в 6,8 млрд леев. Фактические расходы министерства за 2022 год составили 2,7 млрд леев, а фактические доходы – 4,1 млрд леев. Доходное оказалось ведомство.

По мнению госконтролеров СП, низкий управленческий контроль министерства, отсутствие аналитического учета госимущества, нежелание выполнять рекомендованные нормативы финансовой и бухгалтерской дисциплины в процессе реорганизации учреждения и подведомственных ему организаций в сфере образования и науки привели к существенным искажениям финансовой отчетности. Недопустимым - с точки зрения государственной политики в этой сфере.

Так, результатом вузовской реформы, как и предполагали многие, стали не только моральные потери. Например, согласно представленным документам, стоимость имущества Академии государственного управления, полученного в хозяйственное ведение с правами собственности, составляла 43,3 млн леев. А на момент передачи имущества в результате реорганизации стоимость зарегистрированных министерством образования и науки чистых активов снизилась до 37,3 млн леев.

Аналогичная ситуация произошла с поглощением Института непрерывного образования Государственным педагогическим университетом им. И. Крянгэ, где стоимость социального капитала, отраженная в финансовых отчетах на дату передачи Института, составляла 4,2 млн леев, а после - 0,4 млн леев, или на 3,8 млн леев меньше по факту передачи, отраженному в отчетности МОН. Такая же история с переучетом стоимости наблюдается в случае с поглощением Государственного аграрного университета Молдовы, где стоимость переданных активов в размере 555,6 млн леев превысила стоимость зарегистрированных МОН активов по факту поглощения (на 116,9 млн леев).

Как и в предыдущие годы, не решены проблемы собственности и управления земельными участками. Права государственного администратора (Агентства публичной собственности) на земли, находящиеся в ведении МОН и подведомственных учреждений, не признаются. Земельные споры между органами местного и центрального публичного управления не прекращаются. Реестры недвижимого имущества не обновляются. Учет собственности в результате существенно затруднен и запутан. Речь идет в общей сложности о более 80 га спорных территорий.

Такие же проблемы с заложенными еще в 90-е годы инфраструктурными объектами на стадии возведения - школами, институтами и т.д. Эти 15 объектов незавершенного строительства в разных районах страны с тех пор висят мертвым грузом на балансе отраслевого министерства. Местные органы власти отказываются брать эти объекты, которые должны были нести свет знаний, на свой баланс. Центральная власть тоже к ним ни разу за годы независимости не притронулась.

Здесь уместно восхититься мужеством нового министра образования и науки, который на днях объявил о намерении в течение следующих шести лет инвестировать заимствованные деньги партнеров в социальные объекты. Дан Перчун анонсировал строительство трех классических лицеев, реконструкцию 15 школ и 15 детских садов, оснащение оборудованием сотен школ общей стоимостью $60 млн в рамках начавшегося проекта «Повышение качества образования», финансируемого Всемирным банком.

На строительство трех лицеев с нуля потребуется около $18 млн. Новые учреждения, скорее всего, будут построены на севере, в центре и на юге страны. В ремонт 15 школ будет инвестировано около $7,3 млн, а на ремонт 15 детских садов потребуется $2 млн. Кроме того, около 120 школ получат гранты в размере 36 тыс. евро каждая. Размах европейский. На фоне бюджетного голода и неумения считать деньги.

Согласно проведенному Счетной палатой анализу, одной из целей, положенных в основу вузовской реформы, была оптимизация бюджетного финансирования высшей школы, в частности - проблема распределения бюджетных мест, из-за чего между вузами шла перманентная, не всегда чистоплотная борьба. Однако в процессе реорганизации эта цель как-то исчезла из поля зрения реформаторов. И после скандальной реформы вузы больше сосредоточены на конкуренции за право готовить кадры за счет государства. Причем, по одним и тем же востребованным у населения специальностям. Преимущество в этом вопросе отдается нескольким вузам, дислоцированным в столице.

Но брать – не значит отдавать. Отдачи от «государственного заказа» на подготовку специалистов для отечественной экономики по разным причинам маловато. Поэтому госконтролеры прежде всего были сосредоточены на необходимости корректировки Методологии бюджетного финансирования государственных высших учебных заведений, утвержденной правительством в 2020 году. Также необходимо установить механизм отчетности по бюджетным ассигнованиям по видам финансирования (стандартное и компенсационное финансирование), считают аудиторы СП.

Согласно пункту 5 указанной методики, перечисление объема ассигнований из госбюджета осуществляется, исходя из количества студентов, учитываемых на 1 октября предыдущего бюджетного года, а не в соответствии с фактической численностью обученных за прошлый год студентов. В результате на основе расчетов, сделанных аудиторами, установлено, что норматив финансирования одного студента в 2022 году обошелся государству в сумму около 8,1 млн леев.

МОН не разработало Методики возмещения в государственный бюджет расходов на обучение студентов, отказавшихся от обязательного распределения, и тех, кто был по разным причинам исключен. Таким образом, государство несет значительные расходы на обучение студентов, которые впоследствии бросают учебу или отчислены, что приводит к неэффективным расходам из бюджета.

Следует отметить, что по представленным учебными заведениями данным, в 2022 году было отчислено 5160 человек, а расходы государства на их обучение только за один год обучения (без стипендии), по оценке Счетной палаты, составили около 100,2 млн леев. В то же время 6 образовательных учреждений предприняли действия по возврату потраченных государством денег за обучение, вернув госбюджету символическую сумму - 0,3 млн леев.

Также МОН не пересматривало номенклатуру услуг и размер тарифов по подготовке специалистов в системе среднего профессионально-технического образования. По расчетам аудиторов, плата за обучение не соответствует реальной стоимости. Она варьируется от 3,6 тыс. леев до 8,5 тыс. леев в зависимости от учреждения и профессии, в то время как расходы на одного студента, финансируемые из бюджета, составляют 18,5 тыс. леев для среднего профессионально-технического образования, и 27,3 тыс. леев - для профессионально-технического образования на более высоком уровне.

Не лучше обстоят дела с учетом средств, направляемых на организацию спортивных соревнований и молодежные мероприятия. Аудиторы обращают внимание, что у министерства нет рычагов для проверки правильности их использования, а руководство отраслевого управления МОН не проверяет отчеты, представляемые общественными объединениями, которые организуют эти мероприятия.

В них Счетная палата нашла массу несоответствий: недокументированные транспортные расходы, разница между фактическим количеством участников и голодных ртов, и даже несоответствие времени года проводимым мероприятиям и видам спорта. Так, в 2022 г. 4 ассоциации и 2 спортивные федерации отразили в своих декларациях по налогу на прибыль для некоммерческих организаций расходы в размере 3,1 млн леев, что на 10,86 млн леев меньше расходов, заявленных к исполнению в МОН.

reset WAY cursor WAY contrast WAY Marire Font WAY Alb negru WAY Linkuri WAY